вторник, 25 марта 2008 г.

Что нашел Баффет в Kraft Foods (KFT)?

Скучнее компании Kraft Foods трудно найти. Нездоровые упакованные сыры, мясо, всякие бисквиты, напичканные химическими добавками и лругие прелести являются основой их бизнеса. Что еще ожидать от компании, еше недавно являвшейся частью табачного концерна Altria? Ценовые метрики тоже не слишком привлекательные: соотношение цены и Cash Flow 14 интересно для быстрорастущих компаний. А Kraft Foods в последние годы росла по 3% в год. Маржы падают в то время как цены на сельскохозяйственную продукцию растут. И пока средний вес небогатого американца, который в основном и является клиентом Kraft Foods, не дойдет до нормального уровня, потребление может в ответ на повышение цен снижаться. Долги составляют 45% от капитала - наследие spin-off от Altria и покупки Nabisco в 2000 году. Но вот что итересно: с 2000 года было возвращено долгов на 15 миллиардов $. Сейчас рыночная капитализация компании составляет 47 миллиардов. Собака лает - караван идет.
Если бы Kraft Foods выплачивала все прибыли как дивидент - выйдет где то 6,5 процентов в год. С чего тут богатеть? Одно только падение доллара может уничтожить все прибыли. Баффет покупал по примерно тем же ценам, что и сейчас на рынке. Carl Icahn - миллиардер и активист- инвестор, присоединился тоже недавно. В любви к переплачиванию Carl Icahnа не заподозришь. Если Баффет покупает и держит хорошие акции, пока их цена не пробьет стратосферу, то Carl Icahn усаживает сам себя в совет директоров и долбит менежмент до тех пор, пока оно добровольно не уходит разорять другие компании или не начинает действовать в интересах акционеров. На цену акций такие изменения производят совершенно драматическое влияние. Обычно в лучшую сторону.
В такой огромной компании как Kraft Foods наверняка есть что улучшить. Она производит больше денег, чем их просачивается на bottom line годовых отчетов. Тем более что по объемам годов продаж по отношению к рыночной капитализации - это одна из самых самых дешевых крупных компаний в своей отрасли. И Nestle и Unilever - намного дороже. Улучшить там что-то трудно. А в Kraft Foods есть над чем работать. Наклеить этикетку Organic или Diet, например. И повысить цену в 2 раза. Этикетка она ведь тоже дорогого стоит. Раньше им не до этого было в составе концерна Altria. Все творческие ресурсы были сконцентрированы на сигаретах, бизнес с легальными наркотиками, до которого сырам Kraft далеко. А теперь они могут. И менежмент независимой компании гораздо больше заинтересовано в улучшении результатов. Joel Greenblatt объяснил эти процессы в своей известной книге:
Почитайте о том, как Баффет заработал больше миллиарда на Sea Candy, купленную 30 лет назад за 25 миллионов. Sea Candy тоже слабо росла и не выглядело крайне дешевой. Конечно, Kraft Foods - не Sea Candy. Цены здесь просто так не поднять. Но преимущество в размерах, известные всей Америке brand names, возможность расширяться за границей у Kraft Foods не отнять. Это не акция, которая поднимется в три раза за неделю, а через 10 лет ее не будет. Это акция, которая будет производить деньги для инвесторов в обозримом будущем, вне зависимости от моды, технологий и настоений рынка. Риск здесь гораздо ниже, чем во многоих других альтернативных вложениях.
А как же с падением доллара? Я думаю, что пока США воюет, доллар будет продолжать слабеть. Но в долгосрочном варианте, чем больше он падает, тем меньше пространства для дальнейших падений остается. Начинает расти местное производство, уменьшается импорт, растет экспорт. Кто сейчас хочет открывать производство в Западной Европе? Да и открытие производства в третьем мире из за проблем с инфраструктурой, коррупцией, квалифицированной рабочей силой и т.п. не всегда возможно. Если вашу технологию безнаказанно украдут и буду использовать завтра на другом предприятии, то дешевая рабочая сила не спасет. Да и выгодней производить в той стране, которая одновременно является самым большим рынком в мире. Демографическая обстановка в США тоже более менее благопритная. По сравнению с Европой, где грядет пенсионная катастрофа, да и по сравнению с Китаем, который через 20-30 лет неизвестно чем за политику одного ребенка будет расплачиваться.
Конечно, в универсуме акций есть такие, которые побьют в будущем все мыслимые рекорды. И Kraft Foods к ним не относится. Вы можете попробовать посоревноваться c Баффетом и сделать свой выбор. Тем более, что вы можете купить акции мелких компаний, а Баффет не может. Компании с низкой капитализацией для Баффета - трата времени. Задача найти компании, которые поднимутся из грязи в князи - не из простых. Вероятность успеха невелика. Вы можете бросить работу, перепахать несметное количество финансовой литературы. Или расслабится и дать себе умеренно заработать вместе с одним из немногих инвесторов, чьи успехи на случай списать практически невозможно.



Комментариев нет: