суббота, 29 марта 2008 г.

Паевой фонд для тех, кто любит зарабатывать деньги

Я уже не раз твердил о том, что паевые фонды хорошо годятся для того, чтобы получать результаты ниже средних взамен на сомнительные преимущества от диверсификации портфеля ценных бумаг. Чтобы сменить ненадолго мотив и отдать должное тому факту, что нет правил без исключений, хотел рассказать о фонде, T. Rowe Cap App., который вместо того, чтобы просто собирать с инвесторов комиссионные, уже годами серьезно и основательно их обогощает. Приследует он при этом стратегию ценового инвестирования, вкладывая тогда, когда все продают и продавая, когда все покупают. Результаты пока были замечательные. Пораскиньте мозгами над их портфолио. Тем более, что сейчас они покупают, то есть акции недорогие и риска меньше, чем, скажем, год назад. Источник информации - финансовый портал Morningstar
US Treasury Note 4.75%---------4.95
General Electric Company*
16.61-0.412.58
AT&T, Inc.*
21.65-8.462.28
US Treasury Note 4.5%---------2.14
Covidien, Ltd.*
---0.071.95
Tyco Electronics, Ltd.*
----8.501.85
Microsoft Corporation*
23.42-21.291.82
Time Warner, Inc.*
13.42-15.671.78
Genworth Financial, Inc.*
8.38-11.851.60
Murphy Oil Corporation*
25.19-4.421.49
ExxonMobil Corporation*
13.55-8.651.39
H & R Block, Inc.*
16.4213.781.36
Danaher Corporation*
23.20-14.351.30
Pfizer Inc.*
22.52-8.531.30
Merrill Lynch & Company, Inc.*
12.17-25.111.26
Aon Corp.*
18.62-16.881.26
Anheuser-Busch Companies, Inc.*
19.08-7.651.24
Lowe's Companies Inc.*
11.430.591.19
Cardinal Health, Inc.*
26.53-8.761.19
Wal-Mart Stores, Inc.*
15.3810.181.14
White Mountains Insurance Group, Inc.*
9.51-6.641.12
SunTrust Banks, Inc.*
10.56-15.811.10
Dell, Inc.*
18.55-19.991.08
Tyco International, Ltd.*
Увеличивают позицию Уменьшают позицию Новая позиция

пятница, 28 марта 2008 г.

Еще одна дойная корова на распродаже

Благодаря финансовому кризису на рынке появилось множество компаний по ценам, о которых раньше можно было просто мечтать. Одна из таких компаний Cintas Corporation (CTAS) - лидер американской индустрии униформ. Они держат около 30% рынка, в то время как три другие компании -G&K Services GKSR, Aramark, and UniFirst UNF держат еще 40%. Преимущество в размере позволяет Cintas Corporation получать скидки от поставщиков и удерживать низкие корпоративные расходы. Благодаря этому процент оперативной прибыли у Cintas вдвое выше, чем у их конкурентов. Низкие долги, очень умеренные зарплаты менежмента, многолетняя череда роста прибылей, продаж, дивидентов, более 800000 клиентов ( то есть - независимость от каждого отдельного клиента), и в конце концов исторически низкая цена на акции - все это приводит только к одному выводу - перед инвесторами возможность хорошо заработать при низком риске. Что же движет теми, кто продает акции Cintas? Пессимисты предлагают мой самый любимий аргумент: акции Cintas за последние 10 лет вообще не росли. И пессимисты просто устали ждать. По человечески понятно, но если вы исходите из того, что цены на акции в долгосрочной перспективе отражают развитие бизнеса, то значит акции Cintas сегодня намного привлекательнее, чем 10 лет назад. Ведь все это время компания росла, захватывала все большую часть рынка и сейчас лучше, чем когда либо готова отдавать инвесторам плоды. Представте, что вы ждете на остановке автобуса, и чем дольше вы ждете, тем сильнее вам хочется поискать альтернативы. Когда вы отходите наконец от нее на достаточное расстояние, приходит автобус. Только в случае с акциями, чьи фундаментальные показатели улучшаются, за вами приезжает уже не автобус, а лимузин. Основатель компании и его брат все еще держат 15% от компании. Их интересы должны пересекаться с интересами других акционеров. Если бы Cintas распределяла бы все прибыли как дивидент, то получилось бы около 8% в год. И компания продолжает расти. Какие то работники Cintas бегают по судам по поводу случаев дискриминации на работе. Я думаю, что риск от легальных исков в данном случае не так уж страшен по сравнению с рисками в страховой, фармацептической или табачной индустриях.
Еще одна причина нелюбви инвесторов к акции: неясно направление куда расти. Униформы уже на всех надели, теперь уже сдаются в аренду коврики, наборы первой помощи и прочий корпоративный мусор, который предприятиям удобней получать через outsourcing, чем заботится о этом самим. Прибыли в этих новых областях пока пониже, чем с арендой униформ. Инвесторы неуверены. Ситуация, которую Monish Pabrai характеризует как:
высокая неуверенность - низкий риск. Сам он правда пока акции Cintas не купил, но не боги горшки обжигают.
Вердикт: корова дойная.

вторник, 25 марта 2008 г.

Что нашел Баффет в Kraft Foods (KFT)?

Скучнее компании Kraft Foods трудно найти. Нездоровые упакованные сыры, мясо, всякие бисквиты, напичканные химическими добавками и лругие прелести являются основой их бизнеса. Что еще ожидать от компании, еше недавно являвшейся частью табачного концерна Altria? Ценовые метрики тоже не слишком привлекательные: соотношение цены и Cash Flow 14 интересно для быстрорастущих компаний. А Kraft Foods в последние годы росла по 3% в год. Маржы падают в то время как цены на сельскохозяйственную продукцию растут. И пока средний вес небогатого американца, который в основном и является клиентом Kraft Foods, не дойдет до нормального уровня, потребление может в ответ на повышение цен снижаться. Долги составляют 45% от капитала - наследие spin-off от Altria и покупки Nabisco в 2000 году. Но вот что итересно: с 2000 года было возвращено долгов на 15 миллиардов $. Сейчас рыночная капитализация компании составляет 47 миллиардов. Собака лает - караван идет.
Если бы Kraft Foods выплачивала все прибыли как дивидент - выйдет где то 6,5 процентов в год. С чего тут богатеть? Одно только падение доллара может уничтожить все прибыли. Баффет покупал по примерно тем же ценам, что и сейчас на рынке. Carl Icahn - миллиардер и активист- инвестор, присоединился тоже недавно. В любви к переплачиванию Carl Icahnа не заподозришь. Если Баффет покупает и держит хорошие акции, пока их цена не пробьет стратосферу, то Carl Icahn усаживает сам себя в совет директоров и долбит менежмент до тех пор, пока оно добровольно не уходит разорять другие компании или не начинает действовать в интересах акционеров. На цену акций такие изменения производят совершенно драматическое влияние. Обычно в лучшую сторону.
В такой огромной компании как Kraft Foods наверняка есть что улучшить. Она производит больше денег, чем их просачивается на bottom line годовых отчетов. Тем более что по объемам годов продаж по отношению к рыночной капитализации - это одна из самых самых дешевых крупных компаний в своей отрасли. И Nestle и Unilever - намного дороже. Улучшить там что-то трудно. А в Kraft Foods есть над чем работать. Наклеить этикетку Organic или Diet, например. И повысить цену в 2 раза. Этикетка она ведь тоже дорогого стоит. Раньше им не до этого было в составе концерна Altria. Все творческие ресурсы были сконцентрированы на сигаретах, бизнес с легальными наркотиками, до которого сырам Kraft далеко. А теперь они могут. И менежмент независимой компании гораздо больше заинтересовано в улучшении результатов. Joel Greenblatt объяснил эти процессы в своей известной книге:
Почитайте о том, как Баффет заработал больше миллиарда на Sea Candy, купленную 30 лет назад за 25 миллионов. Sea Candy тоже слабо росла и не выглядело крайне дешевой. Конечно, Kraft Foods - не Sea Candy. Цены здесь просто так не поднять. Но преимущество в размерах, известные всей Америке brand names, возможность расширяться за границей у Kraft Foods не отнять. Это не акция, которая поднимется в три раза за неделю, а через 10 лет ее не будет. Это акция, которая будет производить деньги для инвесторов в обозримом будущем, вне зависимости от моды, технологий и настоений рынка. Риск здесь гораздо ниже, чем во многоих других альтернативных вложениях.
А как же с падением доллара? Я думаю, что пока США воюет, доллар будет продолжать слабеть. Но в долгосрочном варианте, чем больше он падает, тем меньше пространства для дальнейших падений остается. Начинает расти местное производство, уменьшается импорт, растет экспорт. Кто сейчас хочет открывать производство в Западной Европе? Да и открытие производства в третьем мире из за проблем с инфраструктурой, коррупцией, квалифицированной рабочей силой и т.п. не всегда возможно. Если вашу технологию безнаказанно украдут и буду использовать завтра на другом предприятии, то дешевая рабочая сила не спасет. Да и выгодней производить в той стране, которая одновременно является самым большим рынком в мире. Демографическая обстановка в США тоже более менее благопритная. По сравнению с Европой, где грядет пенсионная катастрофа, да и по сравнению с Китаем, который через 20-30 лет неизвестно чем за политику одного ребенка будет расплачиваться.
Конечно, в универсуме акций есть такие, которые побьют в будущем все мыслимые рекорды. И Kraft Foods к ним не относится. Вы можете попробовать посоревноваться c Баффетом и сделать свой выбор. Тем более, что вы можете купить акции мелких компаний, а Баффет не может. Компании с низкой капитализацией для Баффета - трата времени. Задача найти компании, которые поднимутся из грязи в князи - не из простых. Вероятность успеха невелика. Вы можете бросить работу, перепахать несметное количество финансовой литературы. Или расслабится и дать себе умеренно заработать вместе с одним из немногих инвесторов, чьи успехи на случай списать практически невозможно.



вторник, 26 февраля 2008 г.

Не все золото, что дорого стоит

Простите за тривиальность, но многие люди ожидают, что высокая цена означает лучшие услуги или качество товара. В том, что касается паевых фондов, соотношение обратное. Более высокая цена, взимаемая за услуги фонда с вкладчиков, негативно коррелирует с прибылями вкладчиков. То есть, прибылей тем меньше, чем выше цена. Дело в то, что паевые фонды - продукт особенный. Платит вкладчик сразу, а услуга находится в будущем. И гарантировать ее исполнение на определенном уровне ни один менеджер портфолио не может. Будь он хоть негром преклонных годов. На этом фоне инструменты, оплата за которые производится после оказания услуги, в зависимости от достигнутых результатов, гораздо интереснее. Ведь они стимулируют менеджера фонда к достижению высоких прибылей.
Для менеджера обычного паевого фонда - количество вкладчиков это самое главное достижение. Чем их больше, тем больше его зарплата. А потому лучше служить тем богам, которые популярны на данный момент. То есть вкладывать в те ценные бумаги, чьи курсы хорошо росли в последнее время. Были популярны акции рынков развивающихся стран, лучше открыть соответсвующий фонд, чем владывать в непопулярные сейчас американские акции. Тот-же самый ход мыслей привел к появлению бесчисленных фондов, которые до начала кредитного кризиса бойко скупали облигации слабых эмитентов.
-Но ведь люди будут вкладывать в те фонды, которые показывают хорошие результаты, поэтому менеджеры любых фондов должны быть мотивированы показывать наилучшие возможные результаты! - возразите вы.
Тут надо различать между долгосрочными и краткосрочными результатами. Часто можно добиться краткосрочных хороших результатов, вкладывая в то, что модно на данный момент, но продается по ценам, оторванных от экономической рельности. В конце 90х весь мир смеялся над Уорреном Баффетом, за то, что он отказывался вкладывать в интернетные акции. Любой питекантроп мог тогда заработать большие деньги на интернетных акциях. И за кем шло большинство вкладчиков? Исследование, проведенное в Йельском Университете показало, что исследуя денежные потоки, направляемые в инвестиционные фонды, можно предсказать, насколько хороши будут относительные результаты для определенных инвестиционных категорий. То есть, когда большинство вкладчиков направляют свои деньги в определенную инвестиционную нишу, можно с определенной степенью уверенности предсказать, что прибыли в этой нише снизятся.
Ну снизятся они в будущем, а пока менеджер фонда собирает с вкладчиков деньги. Оборона для него важнее нападения. Он больше потеряет, если будет выделятся в негативную сторону, чем выиграет от лучших результатов, тем более, что достичь их трудно. Для него самое главное, не сильно отставать от других фондов и индексов, чтобы не вызвать массивного бегства вкладчиков. Что для этого нужно делать? Обильно диверсифицировать. Лучше всего при зтом следовать весу акций в индексе, чтобы не дай Бог, от него не отстать. Таким образом, шансы вкладчика на то, что его фонд покажет выдающиеся результаты, сводятся на минимум. А за счет расходов на содержаниe фонда, результаты оказываются хуже индекса. Таким образом, нет практически никакого смысла покупать активно управляемые фонды.
Итак, для мелкого вкладчика остаются следущие альтернативы:
-пассивно управляемые фонды
-прямые инвестиции в ценные бумаги.
-фонды, которые следуют долгосрочной перспективе, не гонятся за модой и взимают умеренную плату (менее одного процента в год) за свои услуги.

понедельник, 25 февраля 2008 г.

Эволюция и биржа

Несмотря на проблематичность идеи эволюции, поговорим о ней так, ка будто это научно доказанный факт, а не интересная, но далеко не отвечающая на все вопросы, гипотеза . Ведь даже если церковь уже поняла, что эволюции по-дарвински не было, то почему же ученые..? А вот так. В церкви-то карьеру на эволюции не построишь. Это тебе не университет, брат.

Итак, обычные жизненные ситуации обычно благоприятствуют тем людям, которые “берут быка за рога” и активно принимаются за решение проблем. Если не иметь везение Ваньки дурака, то сиденье на печи может привести к тому, что следущее поколение произведено не будет. Таким образом, естественый отбор должен был способствовать появлению гомо активного, не в смысле сексуальных предпочтений, конечно, а в смысле наклонности активно брать управление событиями в свои руки. И институт биржи, при поверхностном рассмотрении, вроде бы должен давать этой наклоности все возможности к удолетворению: рынки по всему миру открыты non-stop, компъютер под рукой, торгуй не хочу. Самое смешное, что многие это так и понимают. Есть такое ходячее мнение, что для игры на бирже надо много времени. Для игры на бирже времени нужно много, а вот для инвестирования гораздо меньше. Пожалуй, даже можно было бы найти обратную корреляцию между частотой проверки курсов акций и прибыльностью портфолио проверяющего. Чем чаще проверки, тем хуже результаты. Потому что принципы наращивания богатства на бирже не такие, как при охоте на мамонтов. Акции – это скорей коровы, которым надо дать спокойно пастись и наращивать вес. Время - это главный фактор, который ведет к наращиванию капитала (при условии, конечно, что вы покупаете акции предприятий, чей бизнес не ограничивается IPO). Мало таких предприятий, которые растут по 10% в месяц, а потому и ожидать таких результатов маловероятно. Осуществляя частые торговые сделки, вы сокращаете то время, которое вы держите корову, и тем самым, в большинстве случаев сокрашаете возможные прибыли.

Тут же охотник на мамонта накидывает галстук и объясняет, что он продаст дорого, а купит дешево, использует trading charts и т.д., чтобы обогнать время и заработать эти деньги быстро, а не по 10% в год. Это, конечно, похвальное старание, но учитывая , что есть еще миллионы нетерпеливых охотников, соревнующихся за ограниченное количество дичи, шансы каждого из нас на постоянной основе перехитрить всех остальных, делая тоже самое, невелики. При этом есть еще расходы на брокеров, которые растут значительно при высокой активности. Конечно есть какие то закономерности, вроде эффекта января, но все они постепнно теряют свою эфективность, чем больше инвесторов узнают о них. Активизм, наклонность к действию, истребить потруднее, чем эффект января. Знаете почему? По той же причине, почему неистребимы азартные игры. Даже если человек и теряет деньги, он получает что-то взамен. Многие игроки на бирже знают, что они теряют деньги, но продолжают это делать с большим азартом.

Кстати, в подтверждение эволюционной гипотезы об активизме. Женщины, которых видно на охоту на мамонтов не брали (Ой какой хороший слоник, может лучше посадим его в клетку!!) менее склонны играть, чем мужчины. Вы много видели женщин, проводящих время за компъютерными играми? Их рассказами об удачной охоте не завлечешь. Когда женщины покупают инвестиционные инструменты, они склонны их держать дольше. И результаты, соответсвенно, лучше. Женщины просто редко решаются сделать перый шаг. А зря.

Подытоживая выше сказанное, можно сказать, что нормальный активный гомо сапиенс для с дергающимся указательным пальцем, то и дело норовящим нажать на кнопки "Купить"/ "Продать", для биржи малопригоден. Тем не менее, осознание проблемы - первый шаг на пути к ее решению.

суббота, 23 февраля 2008 г.

Смерть или.....Dodge & Cox International stock

Знаете ли вы, что по статистике три четверти активно управляемых инвестиционных фондов (Пифов) дают более низкие прибыли, чем индексы, на которые они опираются? Это - главная причина, по которой я активно управляемые фонды недолюбливаю. Но если бы ко мне в квартиру ворвались злодеи, и под дулом пистолета заставили выбрать фонд, то один из немногих фондов, которые я бы предпочел смерти, был бы Dodge & Cox International Stock. Почему?
В среднем 26% годовых за последние 5 лет, при очень умеренных адмиистративных расходах в 0,66% годовых. Повторение таких подвигов в следущие 5 лет - маловероятно. Дай бог, если у них получатся 12% в год в среднем. За последние 5 лет европейские рынки росли как на дрожжах после жестоких падений в 2001-2002 году. Сейчас - тоже кризис, но цены в общем на европейских, да и на других рынках подороже, чем 5 лет назад. А значит, и потенциал подьемов не такой.
Dodge & Cox - ценовые инвесторы, торгуют крайне редко (10% оборота от размера фонда в год), но метко. Те, кто фонды все равно не любит, могут поразмыслить над 25-ю крупнейшими позициями
Dodge & Cox.


Novartis AG ADR

Switzerland2.89
sanofi-aventis
France2.81
Matsushita Electric Industrial
Japan2.58
HSBC Hldgs
United Kingdom2.52
Bayer
Germany2.36

GlaxoSmithKline PLC ADR
United Kingdom2.32
Lafarge
France2.28
Royal Dutch Shell PLC ADR
United Kingdom2.12
Hitachi, Ltd
Japan2.10
Schneider Electric
France2.09

TOTAL
France2.02
News Corporation, Ltd. A
United States2.01
SONY CORPORATION
Japan1.91
Standard Chartered
United Kingdom1.91
Credit Suisse Grp
Switzerland1.81

Nokia
Finland1.76
Schlumberger, Ltd.
United States1.75
UniCredito Italiano Grp
Italy1.73
BASF
Germany1.69
Tesco
United Kingdom1.59

Royal Bank of Scotland Grp
United Kingdom1.52
Сemex Corporation ADR
Mexico1.48
Infineon Technologies
Germany1.47
Honda Motor Company ADR
Japan1.47
Motorola, Inc.
United States1.42















пятница, 22 февраля 2008 г.

Время закладывать состояние

Благодаря финансовому кризису на рынке появились возможности для инвестиции, каких не было с 2001-2002. Особенно это касается финансовых компаний. Одна из таких компаний - это AIG American International Group. Есть неплохие основания полагать, что акции этой компании удвоятся в течении ближайших 4-5 лет. Учитывая то, что мы имеем дело с компанией-гигантом, которая уже десятилетиями обогощает своих инвесторов, риск полной потери капитала не слишком велик. С 1985 года курс акции AIG вырос в 25 раз. Конечно, на рынке есть и еще менеее рискованные компании чем AIG, возьмите, хотя бы, Wal Mart, но мало где вы найдет такой потенциал для прироста курсов, как в акциях AIG.
Что же привело к падению курсов акций AIG до привлекательного уровня? Все те же CDOs, collaterized debt obligations, долговые обязательства, намешанные в неразберимый коктейль, которые повергли весь финансовый мир в смятение. AIG, которая всегда отличалась дисциплинированным подходом к написанию страховок, взяла и застраховала credit default swaps на 78 миллиардов долларов. Напомню, что рыночная капитализация компании на данный момент составляет где-то 120 миллиардов долларов. Страховка AIG в основном покрывает наиболее надежные слои CDOs. Когда рэйтинг менее надежных слоев CDO падает, как это происходит в последнее время, выплаты по ним переводятся на более высокие слои, так что AIG в каком-то смысле даже выигрывает. Тем не менее, вследствие падения цен на этом рынке, подсчет возможных последствий кризиса затруднителен. Аудиторы фирмы сообщили об этом в SEC, агенство по контролю за рынком ценных бумаг США, и акции фирмы сползли до 44 долларов за акцию. За последнюе 52 недели они достигали уровня 73 доллара за акцию. Очень влиятельное американское финансовое издательство Barrons полагает, что шумиха преувеличена и тотальные потери от приключений AIG на рынке CDO не должны превысить 500 миллинов. Это при ожидаемой прибыли в 10 миллиардов в 2007. С десяток известных ценовых инвесторов уже пополнили свои портфолио акциями AIG. Инсайдеры компании тоже не спешат продавать собственные акции, скорее наоборот. Несмотря на свои гигантские размеры, компания продолжает бойко расти, особенно в Азии. Страховые агенты AIG прочесывают джунгли Полинезии и Перу в поисках полностью незастрахованных племен. Ну, а если серьезно, 5% от портфолио в акциях АIG, может оказаться столпом вашего благосостояния через 20 лет. Если вы, конечно, хорошо переносите колебания курсов или за ними вообще не наблюдаете.